пятница, 8 февраля 2013 г.

казаки в казачьем храме на полянке

К самому же храму фортуна была более благосклонна. Во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 году он не пострадал. Более того, Наполеон был настолько поражен и очарован его красотой – он сетовал, что не может поставить храм на ладонь и перенести в Париж,- что приказал французским солдатам во время бушевавшего по всей Москве пожара таскать ведрами воду и поливать стены храма, чтобы спасти его от огня. В итоге ни внутреннее убранство, ни церковные книги, ни драгоценная утварь не пострадали и остались в целости и сохран

К сожалению, судьба бывшего настоятеля и покровителя храма священника Андрея Савинова сложилась трагично. Взлет его церковной карьеры и растущее влияние на царя не вызвали радости у патриарха Иоакима. Андрей Савинов был подвергнут преследованию со стороны высшего духовенства, обвинен во множестве тяжких преступлений и заточен в темницу. Царь Алексей Михайлович добился освобождения своего духовника и даже способствовал примирению его с патриархом. Но сразу же после смерти царя Савинов все же был лишен сана и приговорен к ссылке в Кожеозерский монастырь, где и умер впоследствии. Построенный храм Григория Неокесарийского был освящен патриархом в 1679 году без участия его бывшего настоятеля, который к тому моменту уже пребывал в заточении в далекой крепости.

Храм по своей архитектуре относится к типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Пять глав символизируют Спасителя и четырех евангелистов. Оформление храма удивительно по своей красоте и затейливости. Его завершают три ряда «огненных языков» – килевидных кокошников, над которыми возвышаются пять луковичных главок с глухими, без окон, барабанами в основаниях, а золоченые кресты увенчаны «царскими» коронами. Многоцветные изразцы фриза, изготовленные Полубесом, складываются в крупный орнамент, изображающий фантастический цветок. Цветок напоминает павлинье перо, именно поэтому в народе его окрестили поэтичным «павлиньим оком». Изразцовая лента опоясывает всю церковь, на украшение храма ушло около 9 тысяч изразцов, и их краски и по сей день невероятно яркие и насыщенные. Создатели храма одели его в разноцветные одежды – фасады выкрашены суриком (красно-оранжевый цвет), а архитектурные детали расписаны белилами и бирюзой. Церковь сделали настолько благолепной по своему виду, так полно соответствовавшей представлениям людей о красоте, что она тут же стала прозываться в народе «Красной», то есть красивой.

Ныне существующий каменный храм, выполненный в стиле «русское узорочье», был построен в 1667-1678 годах на средства царя Алексея Михайловича. В 1667 году каменный храм был заложен неподалеку от деревянного, чтобы во время его строительства можно было не прекращать богослужения в старой церкви. Возведение каменного храма благословил патриарх Никон, а патронировал строительство священник Андрей Савинов (Постников), являвшийся с 1660 года настоятелем старой церкви. Интересна личность последнего, во многом повлиявшая на дальнейшую судьбу храма. Андрей Савинов, можно сказать, возродил храм после чумы 1652 года, церковь тогда стояла без служб, пока он не начал служить в ней. И он же способствовал началу возведения церкви в камне. По какому-то случайному стечению обстоятельств царь Алексей Михайлович однажды обратил внимание на попа Андрея, заинтересовался им, приблизил к себе и сделал своим духовником, тем самым возвысив его. Священник Андрей в какой-то мере заменил царю патриарха Никона, к тому времени уже впавшему в немилость. В 1665 году Андрею Савинову был пожалован титул протопопа Благовещенского собора в Кремле, это была высшая должность белого духовенства, и человек, ее занимавший становился обладателем огромной власти. Царь был настолько привязан к своему духовнику, что именно в церкви Григория Неокесарийского (тогда еще деревянной, в 1671 году) венчался со своей женой Наталией Кирилловной Нарышкиной, а через год крестил там же своего сына Петра, будущего императора Петра I. Храм долгое время имел статус придворного, и по сей день кресты на его главках, увенчанные царскими коронами, напоминают нам о том, что храм пользовался особой любовью у государя. Андрей Савинов, прежде чем перейти на почетную должность в кремлевский Благовещенский собор, испросил у царя разрешения перестроить свою замоскворецкую церковь в камне, царь просьбу одобрил, и из царской казны были выделены на постройку нового храма огромные по тем временам деньги, а царь во время строительства лично интересовался ходом работ. Неудивительно, что храм получился на славу. Для его строительства были приглашены лучшие зодчие того времени – Иван Кузнечик и Карп Губа, исполнявшие обычно царские заказы. Над росписью церкви трудились именитые художники из Костромы и Переславля, керамические поливные изразцы были изготовлены Степаном Полубесом, а иконы для иконостаса писались царскими изографами, мастерами Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.

 Храм начинает свое историческое бытие в глубокой древности. Деревянная церковь на этом месте известна с 1445 г. Предание связывает ее постройку с великим князем Василием II Темным (внуком Дмитрия Донского и прадедом Иоанна Грозного) и его освобождением из татарского плена. Будучи в плену в Орде, князь дал обет: в случае, если доведется ему вернуться домой, построит он храм на том месте, откуда увидит стены московского Кремля, и храм этот будет освящен в честь того святого, память которого будет совершаться в этот счастливый для князя день.  Василий Темный был освобожден из татарского плена за огромный выкуп. Князь вернулся в Москву 17 (30) ноября 1445, в день празднования памяти святителя Григория Чудотворца Неокесарийского. Именно в этот день князь, измученный пленом и утомленный долгой дорогой, увидел белокаменный Кремль. На месте, откуда открылся ему долгожданный вид, и была выстроена  деревянная церковь святителя Григория Неокесарийского. Деревянный храм просуществовал до конца XVII столетия.

Храм Григория Неокесарийского, уточняя его местоположение, называли храмом «в Дербицах». Дербью в древности называли низинную, болотистую местность. Именно такими, замшелыми, топкими, покрытыми мхом, кочками и кустарником, были эти окрестности, часто затопляемые разливами Москвы-реки.

Наша прогулка по Замоскворечью начинается возле станции метро Полянка. Выйдя из метро и повернув за угол ближайшего здания на улицу Большая Полянка, мы видим Красную церковь – храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Б. Полянка, 29а)

Пешеград - клуб любителей пеших прогулок

Замоскворечье | Пешеград: прогулки по Москве, виртуальные прогулки по Москве, пешие прогулки по Москве, пешеходные прогулки

Комментариев нет:

Отправить комментарий